Користувач:Ejensyd/Антиросійські виступи: відмінності між версіями

Вилучено вміст Додано вміст
Немає опису редагування
Немає опису редагування
Рядок 69:
 
На території Віленської, Гродненської, Мінської губерній і Білостоцький області Наполеоном було створене Князівство Литовське. Населення цих територій становило, за оцінками різних авторів, між 2,5 і 3,5 млн осіб. У Вільно, столиці князівства, жило 35 тис. осіб.
 
==== Польща ====
 
==== Білорусь ====
Рядок 82 ⟶ 84:
24 июня 1812 года наполеоновская армия перешла через Неман недалеко от Ковно. А в полдень 28 июня в Вильно торжественно вступили части Великой армии. Открывал движение 8-й польский уланский полк, которым командовал князь Доминик Радзивилл. потомок древних литовских князей. Население встретило французов с симпатией, неделю спустя в городе уже открылись лавки — первый признак спокойствия горожан и их поддержки нового режима. К 10 июля французы заняли Минск, Новогрудок, Пружаны; к 26 июля вышли к Двине и Днепру. Отступая, русские жгли склады, которые не успевали эвакуировать, уводил" крестьянский скот.
Справка. Княжество Литовское было создана на территории Виленской, Гродненской, Минской губерний и Белостокской области, которые составили 4 департамента. Население этих территорий колеблется, по оценкам разных авторов, между 2,5 и 3,5 млн человек. В Вильно, столице княжества, жило 35 тыс. человек.
Между тем население оказывало поддержку новому режиму и сопротивление — русской армии. Вот лишь некоторые факты: Шавельские помещики вооружались и обороняли свои земли от русских; жители Пинского уезда не поставляли лошадей и волов для вывоза продовольствия и артиллерии, затем восстали и помешали русским эвакуировать склады; отряд под командой Твардовского напал на обозы армии Тормасова и взял 80 пленных. Фабиан Горнич захватил обоз уланского полка русской армии, обмундировал и вооружил свой отряд, а генерал Мирбах, участник восстания 1794 года, собрал в течение нескольких дней отряд в 2000 человек, из коих сформировал егерский полк и 3 эскадрона кавалерии. В г. Крожи крестьяне, мобилизованные для вывоза хлеба, выпрягли лошадей и ушли в лес; обыватель Мозырьского уезда Минской губернии Богуш скрыл в лесу транспорт из 12 волов, предназначавшийся для русской армии, и передал затем французам; Петр Билин-скийБилинский, управляющий имением Викторишкн (на дороге Вильно — Ошмяны), вооружил крестьян и, окружив группу русских мародеров, грабивших усадьбу, взял в плен 55 человек и отконвоировал их в Вильно.
Местные крестьяне искренне ждали Наполеона как освободителя от крепостной зависимости — перед ними был пример герцогства Варшавского — и встречали французов даже с большим энтузиазмом, чем шляхта. Крупная знать также проявляла максимум восторженной активности, столь же энергично была настроена молодежь. Некоторая же часть мелкого дворянства, лишившаяся доходной службы при Александре, отнеслась к французам негативно. Во взглядах духовенства не было единства. Если католические и особенно униатские священники поддерживали Наполеона, то православный клир, преобладавший в Белоруссии, остался по большей части на стороне русского царя.
Яркие плакаты украсили города княжества: в Вильно висело изображение белого польского орла и литовского всадника, протягивавших друг другу руки, в Гродно — плакат, на котором французский и польский орлы рвут на части своего российского двуглавого собрата. В княжестве пышно отмечали большие праздники Империи и победы Великой армии: 25 августа — день рождения Наполеона, 22 июля — именины императрицы Марии-Луизы, 2 декабря — годовщину коронации, победы при Смолеиске и Бородино, взятие Москвы. В театре ставили пьесу Яна Ходэько «Освобожденная Литва или переход через Неман», написанную во время франко-русской войны 1805—1807 годов.
Рядок 107 ⟶ 109:
С. 64: Движение нерусских народов также пошло дальше, чем рассчитывал новый ре-жим. По мнению правительства, национальный вопрос не стоял в повестке дня. Оно высокомерно игнорировало как I мусульманский съезд, состоявшийся 1 мая в Казани, так и успехи Украинской Рады. Со своей стороны, Петроградский Совет, настроен-ный соответствующим образом русскими, живущими в нерусских районах и не пере-стававшими резко критиковать «реакционных националистов», отклонил все просьбы об образовании национальных военных частей, на чем особенно настаивали украин-цы и литовцы. Он только высказался незначительным большинством голосов в поль-зу культурной автономии национальных меньшинств (25 апреля), что не соответство-вало желаниям этих народов. Для правительства, как и для Совета, главным был успех революции — только после победы в рамках Европы, освобожденной от гер-манского империализма, можно будет дискутировать об автономии — вернее, о са-моопределении. Тем не менее на I Всероссийском съезде Советов (3—23 июня) соци-алистические партии впервые единодушно признали право народов на самоопределе-ние, которое сопровождалось очень резким осуждением всякой попытки односторон-него решения национального вопроса до созыва Учредительного собрания. Это пре-дупреждение было обращено в первую очередь к финнам (чей Сейм готовил законо-проект об установлении новых отношений с Россией) и украинцам. Действительно, Украинская Центральная Рада только что (10 июня) опубликовала свой первый «уни-версал», то есть первый суверенный закон. Понимая серьезность ситуации, Керен-ский отправился в Киев, где подписал с Радой (вопреки мнению министров-кадетов) протокол о признании Генерального секретариата Украины, члены которого будут назначаться Центральной Радой с согласия правительства. Учредительному собранию предстояло утвердить соглашение с Украиной, которая решила бы свою судьбу путем референдума. Кадеты резко протестовали против соглашения, представлявшего угро-зу целостности государства и создававшего опасный прецедент.
-->
==== Балкани ====
<!--
С. 449.
Русско-турецкая война и Берлинский трактат повлекли за собой образование нового христианского государства — Болгарии, Там также возникли партии, боровшиеся с целью освободить страну от всякого иностранного влияния и победоносно завершившие приобретением Румелии дело объединения нового государства. Таким образом, внутренняя политическая жизнь у сербов и болгар была весьма активна и представляет немалый интерес.
С. 457.
С возникновением Болгарского государства значение Сербии на Балканском полуострове уменьшилось. По коварному предложению лорда Сольсбёри и его начальника Дизраэли, Берлинский конгресс раздробил созданную Сан-Стефанским договором Великую Болгарию на три части: Македония вновь была отдана под непосредственную власть султана; из области, лежащей между Деспото-Дагом па юге и Балканами на севере, была создана автономпая провинция — Восточная Румелия; страна между Балканами и Дунаем образовала вассальное княжество Болгарию. Румелия получала губернатора из христиан, назначаемого на пять лет Портой с согласия Европы. Болгария должна была управляться князем, избранным населением и утверждаемым Портой и державами. До окончательного установления нового порядка Болгарией должен был управлять русский комиссар; но было оговорено, что этот временный режим может продолжаться не более девяти месяцев. В течение того же срока русские имели право оставаться в Восточной Румелии.
Конституция 1879 года. Александр Ваттенбергский. Комиссар по управлению Болгарией, генерал Дондуков-Корса-ков, созвал в Тырнове собрание, выработавшее конституцию; текст ее был принят 16 апреля 1879 года. Княжеское достоинство наследственно в мужской линии по праву первородства. Исполнительная власть принадлежит князю, неответственному, правящему при содействии министров, ответственных перед народным представительством—Собранием. Собрание законодательствует, устанавливает бюджет и контролирует расходы. Депутаты — из числа лиц не моложе тридцати лет* него возраста, умеющих читать и писать, избираются на три года всеобщим и прямым голосованием, причем избирательным правом пользуется всякий болгарин, достигший 21 года. Когда зашла речь о выборе князя, генерал Дондуков объявил, что царь поддерживает кандидатуру принца Александра Ваттен-бергского, молодого человека 22 лет, прусского офицера, племянника русской императрицы. Болгары сочли нужным подчиниться желанию «царя-освободителя», и Баттенберг был избран в князья единогласно (27 августа 1879 г.).
С. 458.
Русская опека. Партии. Первые годы существования княжества ознаменовались большими смутами. Вина в этом падала главным образом на русских. Освободив Болгарию, они стремились держать ее под опекой, распоряжаться ею как несовершеннолетним государством, превратить ее с точки зрения политической в своего вассала, а с точки зрения экономической — в колонию. Беспрекословным послушанием болгары должны были расплачиваться за кровь, пролитую русскими солдатами. В Петербурге думали, что покорности от болгар нетрудно будет добиться: их считали за полуварваров, неспособных руководить своими судьбами. Между тем среди этих варваров имелось немало людей, довольно образованных: об этом можно было судить по учредительному собранию в Тырнове, где ожидали увидеть лишь неотесанных крестьян и где в действительности две трети депутатов говорили по-французски, половина — по-французски и по-немецки. Кроме того, при турецком господстве болгары, как и сербы, пользовались довольно широким общинным самоуправлением, так что они оказались до известной степени подготовленными к политической жизни. Наконец, многие болгарские уроженцы окончили университеты в Румынии, России, Германии, Франции; некоторые получили даже ученые степени. Они стремились играть активную роль в жизни освобожденной родины и не могли долго мириться с мыслью, что они — лишь орудия чужеземной воли.
Среди болгар, как и среди сербов, намечались два разных течения. Одни, бывшие студенты французских и немецких университетов, полагали, что народу, недавно освобожденному, хитрому, склонному к заговорам, мало считающемуся с законностью и уважающему только силу, надо давать свободу, так сказать, в малых дозах, и что его следует подчинить мощной центральной власти, которую не должен стеснять в ее общей созидательной работе неустойчивый парламентарный режим. Этим сторонникам сильной власти, именовавшимся консерваторами, конституция казалась слитком либеральной. В этом отношении консерваторы вначале вполне сходились с русским правительством и многочисленными офицерами и чиновниками, которым царь поручил создание новой Болгарии. Но согласие это было непродолжительно. Русское вмешательство скоро оказалось не по душе консерваторам; они, правда, стремились дать Болгарии хозяев, но рассчитывали сами стать этими хозяевами. С 1879 года они уже могли бы взять своим девизом слова, сказанные позднее €тамбуловым: «Болгария для болгар». Наиболее выдающимися С. 459
людьми этой партии были Начевич, Греков и Стоилов, окончившие университеты в Париже, в Эксе-Марселе и в Гейдельберге.
Когда русские разгадали намерения консерваторов и сообразили, что те стараются превратить Александра в болгарского князя, а не просто в царского наместника, они стали бороться против своих недавних союзников и искать поддержки у либеральной партии. Эта партия состояла из тех, кто побывал в России, и из тех, кто во времена турецкого владычества жил в изгнании по разным балканским государствам. Сторонники парламентарного режима, они требовали точного применения конституции. Сверх того, они считали вполне законным, чтобы доля влияния в политической жизни княжества принадлежала России. Их вождями вначале были Цанков и Каравелов. В 1882 году партия эта раскололась именно из-за вопроса о русском влиянии после филиппопольской революции и падения Александра. В то время многие, уже не желавшие «ни русского меда, ни русского жала» (Слова эти были сказаны Цанковым, который тем не менее остался решительным «руссофилом».), образовали во главе со Стамбуловым либеральную народную партию, с которой на основе общей ненависти к России вскоре объединились консерваторы. Остаток либеральной партии, по преимуществу руссофильский, раздробился в результате личного соперничества между Цанковым и Каравеловым; но эти разногласия не имели политического значения.
Майский переворот 1881 года. Князь составил свой первый кабинет при участии вождей консервативной партии Грекова, Начевича и русского генерала Паренсова. Но выборы дали большинство либералам, которые немедленно проявили враждебное отношение к министерству. Через шесть дней после созыва собрание было распущено (декабрь 1879 г.). При новых выборах избрано было 138 либералов и всего 32 консерватора. Князь уступил и вверил власть Цанкову и Ка-равелову. Однако консерваторы остались его закулисными советниками. Под их влиянием князь обратился к царю за советом и получил от него разрешение произвести государственный переворот. 9 мая 1881 года он отставил кабинет Цанкова—Каравелова и образовал министерство во главе с русским генералом Эрнротом. Конституция была отменена; созвано было учредительное собрание, и князь заявил, что желает испросить у него чрезвычайные полномочия на семь
 
 
==== Польща ====
 
<ref>История XIX века / Под ред. профессоров Лависса и Рамбо. Пер. с франц./ Второе дополненное и исправленное издание под редакцией академика Е. В. Тарле. — М.: Гос. соц.-экономич. изд-во.— Т. 7.— 1939.— 624 с.</ref>
==== Туреччина ====
 
===== Крим =====
 
==== Кавказ ====